Диагностика и методы устаранения попадания топлива в систему смазки двигателя ЯМЗ
При эксплуатации двигателей ЯМЗ, особенно с экологическими показателями Евро -2 и Евро -3 отмечаютяя случаи попадания топлива в систему смазки.
Внешние признаки попадания топлива в систему смазки
- При ежедневном техническом обслуживании отмечается повышение уровня масла в картере масляном при одновременном уменьшении вязкости (масло разжижается). Разжиженное масло приобретает другой запах, аналогичный запаху дизельного топлива .
- Если повышением уровня масла при эксплуатации двигателей нижается их мощность, отмечается неравномерная работа двигателя - двигатель «троит», это свидетельствует о неисправности форсунок (одна или две форсунки «льют»). При этом несгоревшее топливо попадает в полость картера масляного .
Поиск неисправности и метода устранения осуществляется в следующем порядке.
Форсунки. Диагностика и методы устранения:
Запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 60- 80° С .
- В работе двигателя отмечаются перебои, двигатель « троит ». Названные признаки при одновременном попадании топлива в систему смазки свидетельствуют о неисправности одной или нескольких форсунок .
- Для выявления неисправной форсунки, произвести демонтаж всех форсунок по следующей проверкой на стенде. Порядок проверки принять в соответствии с Руководствами по эксплуатации. Отремонтировать или заменить неисправные форсунки.
- Проверить работу двигателя после ремонта или замены форсунок.
- Если после проведения работ по названым выше пунктам уровень масла в масленом картере не повышается, и двигатель работает без отклонений считать дефект устраненным.
После запуска двигателя не отмечается перебоев в его работе и двигатель не « троит », то проводятся следующие работы:
- Заглушить двигатель, снять крышки головок, удалить масло с деталей соединений трубок высокого и низкого давления, с трубок низкого давления.
- Запустить двигатель, соблюдая правила техники безопасности. Проверить наличие смеси топлива с маслом в полостях стаканов форсунок с помощью щупа (смотри рисунок 1). Наличие смеси топлива в полости стакана форсунки свидетельствует о негерметичности соединения корпуса форсунки с распылителем .
- Устранить негерметичность методом подтяжки соединений трубопроводов или же подтяжкой гаек крепления распылителей форсунок после их снятия .
- При наличии топлива только в полостях стаканов форсунок, форсунки демонтировать и проверить на герметичность .
- Проверку герметичности форсунки производить подводом топлива давлением в пределах 280- 290 кг / м 2, при этом выделении топлива из под гайки распылителя не допускается. Особое внимание обратить на герметичность стенки между полостью пружины и каналом подвода топлива к распылителю в корпусе форсунки. При негерметичности указанной стенки отмечается большое выделение топлива из отверстия форсунки под дренажную трубку .
Рисунок 1. Установка форсунки
Топливопроводы высокого давления и их соединения непосредственно с форсунками или со штуцерами форсунок в зависимости от применяемых конструкций форсунок, топливопроводы низкого давления (дренажные трубки), их соединения с форсунками и головкой цилиндров двигателя. Диагностика и методы устранения.
- Запустить двигатель без установленных крышек головок цилиндров.
- Произвести осмотр соединений трубок высокого и низкого давления.
- Течь топлива устранить методом подтяжки соединений или замены деталей.
- При отсутствии признаков течи топлива заглушить двигатель и установить крышки головок цилиндров.
- Заменить масло в картере масляном.
Топливный насос высокого давления и топливоподкачивающий насос. Диагностика и методы устранения:
- При отсутствии топлива в полости стакана форсунки считать источником попадания топлива ТНВД с топливоподкачивающим насосом .
- Для подтверждения негерметичности ТНВД с топливоподкачивающим насосом, следует заменить масло в масленом картере двигателя. Заглушить трубки подвода и отвода масла к ТНВД, при этом, до момента заглушения трубок отвода масла, течи из него не должно быть.
- Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Снять заглушку штуцера трубки отвода масла из топливного насоса, при этом подтверждением негерметичности ТНВД и ТПН будет наличие течи смеси масла в момент снятия заглушки названной трубки .
- Указанный ТНВД необходимо снять с двигателя, отремонтировать или заменить. При ремонте ТНВД необходимо оценить состояние уплотнительных колец, позиции 10, 11 (см . рисунок 2). При наличии внешних дефектов (срезов, разрывов и т. п.) кольца подлежат обязательной замене. После ремонта ТНВД проверить его герметичность перед регулировкой. Проверку на герметичность производить в соответствии с требованиями руководства по эк плуатации 7511. 3902150- 01 РЭ издание 2007 г .
- При проверке герметичности ТПН особое внимание обратить на герметичность соединения штока толкателя (позиция 7) с втулкой (позиция 6).
- После установки отремонтированного или замененного ТНВД проверить работу двигателя. При отсутствии повышения уровня масла в масленом картере, считать дефект устраненным.
Рисунок 2. Секция ТНВД 1 – корпус топливного насоса; 2 - вал кулачковый; 3 – толкатель плунжера в сборе; 4 - тарелка пружины толкателя нижняя; 5-пружина толкателя; 6 – пробка; 7 – кольцо пружинное; 8 – втулка поворотная; 9 – рейка топливного насоса; 10, 11, 20 – кольцо уплотнительное; 12 – плунжер; 13 – втулка плунжера; 14 – штифт; 15 – экран; 16 – седло нагнетательного клапана; 17 – клапан нагнетательный; 19 – шпилька; 21 – фланец нажимной; 22 – корпус секции; 23 – штуцер топливный высокого давления; 24 – тарелка верхняя; 25 – пружина нагнетательного клапана; 26 – упор клапана; 27- гайка; 28, 29, 30 – прокладки регулировочные. |
Рисунок 3. Насос
топливоподкачивающий. 1- корпус ТПН; 2- поршень ТПН; 3 – пружина поршня; 4, 20, 26, 27 – кольцо уплотнительное; 5 – пробка пружины; 6 – втулка штока толкателя; 7 – шток толкателя; 8 – толкатель поршня; 9 – сухарь толкателя; 10 – кольцо стопорное толкателя; 11 – ось ролика; 12 – кольцо запорное; 13 – ролик толкателя; 14 – седло клапана; 15 – клапан топливного насоса (нагнетательный); 16 – пружина клапана; 17, 28 – шайба; 18 – пробка клапана; 19 - корпус цилиндра; 21 – поршень насоса; 22 – шток; 23 – рукоятка; 24 – колпачок защитный; 25 – цилиндр топливоподкачивающего насоса; 29 – клапан топливного насоса (всасывающий); 30 – ввертыш; 31 – прокладка . |